Разделы журнала
Архив
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЙ
ВЕСТНИК
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: evest_mgou@mail.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2012 № 1.

 

Корчемный П.А.

Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 1. с. 26-35.


Индекс УДК: 159.9: 37.015.3

Дата публикации:

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 106

Аннотация


В статье раскрывается содержание компетентностного подхода, в котором понятие компетенции начинает активно внедряться в теорию и практику профессионального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность, компетенции и квалификация, сформированность которых определяет профессионализм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим подходам в психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий компетенция и компетентность. Обосновывается, что квалификация вырабатывается на основе приобретения и развития компетенций, из которых последние выступают как интегративный результат различного вида компетентностей: аксиологической, временной, когнитивной, креативной, коммуникативной, аутопсихологической. Показано, что содержание компетентности опосредовано знаниями, навыками и умениями в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта.

Ключевые слова


Компетентностный подход, компетентность, компетенции, квалификация, лесенка мастерства, знания, простые и сложные умения, простые и сложные навыки, мастерство.

Список цитируемой литературы


1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и физиология активности. Научное издание / Под ред. О. Г. Газенко. Издание подготовил И. М. Фейгенберг. — М.: Наука, 1990. Классики науки.
2. Галялина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара "Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. — М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005.
3. Городилова Е. А. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2002.
4. Громыко Ю. В. Принятие и проект в теории развивающего образования // Известия РАО. М., 2000. № 2.
5. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
6. Иванова Д. Н., Малащенко М. В., Пшегусова Г. С. Модель компетенций с учетом квалификационных характеристик специалистов. Ростов н/Д., 2007.
7. Мартынюк О. И., Медведев И. Н., Панькова С. В., Соловьева О. И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования. Одиннадцатый симпозиум "Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика". — М., 2006.
8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
9. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. — М.: Психотерапия, 2007.
10. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр "Академия"; Высшая школа, 2001.

Лицензия Creative Commons