Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Филологические науки" / 2020 № 2.

 

Ильина В.А.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЦЕННОСТИ «ВЛАСТЬ» // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 2.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-2-1006


Индекс УДК: 81-2

Дата публикации: 27.05.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 19

Аннотация


Цель. Описать разноуровневую структуру содержания ценности, состоящей из компонентов, образующих единое пространство семантического поля. Процедура и методы исследования. Автором проанализированы дефиниции из энциклопедических, лексикографических источников, контекстуальное употребление ценности власть в корпусе текстов и были выявлены семантические группы на основе разбора словарных статей ассоциативного словаря, а также пословиц методом компонентного анализа. Результаты исследования. Проведённый анализ выявил, что в научной картине мира отражается положительное или нейтральное восприятие ценности власть, а в наивной картине мира – как положительное, нейтральное, так и негативное восприятие ценности власть. Теоретическая и практическая значимость заключаются в новом подходе к структурированию семантического поля, описывающего в языке не только уровень общественного сознания, но и промежуточный и обыденный уровни сознания, а также в формировании основы для исследований в области политтехнологий и социальной психологии.

Ключевые слова


ценность, власть, семантическое поле, структура, языковое сознание

Список цитируемой литературы


1. Буякова Е. В. Теоретические аспекты исследования ценностей // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. URL: https://e-koncept.ru/2016/86947.htm (дата обращения: 22.10.2019).
2. Ильина В. А. Семантическое пространство ценности / антиценности в русской культуре // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: материалы конференции. М.: Канцлер, 2017. С. 92–93.
3. Лапин Н. И. Ценности «сохранение – открытость изменениям» и сетевые инновационные институты // Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 37–51.
4. Ласточкина М. А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 (36). URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7535 (дата обращения: 26.03.2019).
5. Магун В. С., Руднев М. Г. Дифференциация европейского населения по приверженности ценностям традиции/рациональности и выживания/самовыражения // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / под ред. Е. Г. Ясина. Кн. 2. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 527–540.
6. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1 (93). С. 33–58.
7. Свертков И. А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России (конец XX – начало XXI века): дис. … канд. полит. наук. Воронеж, 2010. 158 с.
8. Тарасов Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 1 (15). С. 8–17.
9. Kornienko A., Syryamkina E. Justice as an Indicator of Well-being in Modern Society Procedia [Электронный ресурс] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/procedia-social-and-behavioral-sciences/vol/166/suppl/C (дата обращения: 07.01.2015).
10. Ivankina L., Berestneva O., Shelekhov I. View of Young People of the Modern Russian Society on Predominant Values of Partnership in Marriage (on the Basis of Survey) [Электронный ресурс] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 166. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/procedia-social-and-behavioral-sciences/vol/166/suppl/C (дата обращения: 07.01.2015).
11. Trethewey E., Jackson M. Values and cognitive mechanisms: Comparing the predictive factors of Australian meat intake [Электронный ресурс] // Appetite. 2019. Vol. 142. URL: https://doi.org/10.1016/j.appet.2019.104386 (дата обращения: 01.11.2019).

Лицензия Creative Commons