Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Политология" / 2020 № 2.

 

Журавель В.П., Назаров В.П.

Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 2.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-2-1010


Индекс УДК: 338.47 (985) / 338.24

Дата публикации: 11.06.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 56

Аннотация


Цель. В статье раскрываются особенности Северного морского пути (СМП), рассмотрены его состояние, трудности и проблемы, а также перспективы развития. Процедура и методы исследования. Авторы анализируют вопросы обновления нормативно-правового регулирования использования СМП, исследуют реструктуризацию и увеличение объёмов грузоперевозок, а также мероприятия по развитию Севморпути, совершенствованию организационной структуры управления, обеспечению безопасности судоходства, развитию инфраструктуры портов в Арктической зоне РФ. В качестве методов исследования используются системный, контентный и статистический анализ, институциональный подход, а также методы эмпирических исследований. Результаты исследования. Раскрываются меры, принимаемые Правительством РФ по дальнейшему развитию современного ледокольного флота, а также преимущества принятого инновационного подхода, предусматривающего выделение Северного морского транспортного коридора (СМТК) как целостного объекта управления развитием арктической транспортной системы России. Отмечается, что новый подход к функционированию арктической морской транспортной системы России состоит в значительном увеличении объемов её грузоперевозок с параллельным развитием российских арктических территорий в рамках опорных зон развития. Авторы делают вывод, что в настоящее время развитие СМП и СМТК в целом в большей степени направлено на решение взаимоувязанных задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития российской Арктики. Теоретическая и практическая значимость. В статье обозначены перспективные национальные и международные аспекты развития СМП и СМТК, которые могут быть реализованы.

Ключевые слова


Северный морской путь, Северный морской транспортный коридор, стратегическое планирование, Арктика, Россия, Росатом, НОВАТЭК, атомные ледоколы

Список цитируемой литературы


1. Гудев П. А. Северный морской путь (СМП): экономический потенциал, правовой статус, перспективы развития: тезисы доклада к заседанию Ученого совета ИМЭМО РАН 30 января 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/events/2019/30012019/30012019-TEZ-G-001.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
2. Гутман С. С., Конников Е. А., Кузнецов Р. А. Развитие Северного морского пути как элемента системы международных транспортных коридоров // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1. С. 50–58.
3. Дмитриева С. И., Полянский М. А. Арктический регион в контексте интересов российской внешней политики // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2018. № 1 (14). С. 184–191.
4. Дмитриева Т. Е., Бурый О. В. Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты // ЭКО. 2019. № 1 (535). С. 41–59.
5. Комлева Н. А. Арктическая стратегия приарктических государств: общее и особенное // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 19–25.
6. Луговец А. А., Курбенков В. А. Государственное регулирование судоходства по акватории Северного морского пути в части обеспечения его безопасности и совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации: состояние, проблемы, решения // Морские интеллектуальные технологии. 2017. Т. 2. № 3 (37). С. 184–192.
7. Лукин Ю. Ф. Многоликая Арктика в потоке времени и смыслов. Архангельск, 2019. 241 с.
8. Лукин Ю. Ф. Северный морской путь: возможности и угрозы // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2015. Т. 18. № 3. С. 467–475.
9. Может ли Северный морской путь стать конкурентоспособным международным транзитным путем / Л. В. Ларченко, А. В. Колышкин, Т. В. Яковлева, Л. В. Нелюбина // Инновации. 2018. № 10 (240). С. 63–67.
10. Писарева Л. Ю., Кондратьева В. И. Геополитическая конфронтация интересов в Арктике между Россией и зарубежными странами: аналитический обзор // Экономика Востока России. 2017. № 1 (7). C. 70–78.
11. Повал Л. М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 27–41.
12. Рифеев А. З. Северный Морской Путь. Реальность и желания [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/05/27/1620 (дата обращения: 14.04.2020).
13. Савосин Д. Объем перевозок по СМП в 2018 г. увеличился в 2 раза // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/view/179802-Obem-perevozok-po-SMP-v-2018-g.-uvelichilsya-v-2-raza (дата обращения: 04.03.2019).
14. Смаль С. В., Ильясов Р. М. Северный морской путь: проблемы стратегического развития и перспективы международного использования // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 6 (59). С. 14–16.
15. Сунь С. Потенциал международного сотрудничества РФ и КНР в Арктике: сравнительный анализ национальных интересов // Социально-политические науки. 2017. № 3. C. 12–17.
16. Тодоров А. А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспект // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3 (42). С. 149–171.
17. Хейфец Б. А. Северный морской путь – новый транзитный маршрут «Одного пояса – одного пути» // Международная жизнь. 2018. № 7. С. 67–87.
18. Чижков Ю. В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 1 (68). С. 27–32.

Лицензия Creative Commons