Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2020 № 3.

 

Бабурова Н.Б.

ЛИДЕР VS ЖЕРТВА: ФОРМИРОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИДЕРА ПОСРЕДСТВОМ ГОНЕНИЙ // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 3.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-3-1023


Индекс УДК: 316.46

Дата публикации: 08.09.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 23

Аннотация


Цель. Осветить механизм и причины формирования поведения жертвы у лидера, а также зафиксировать наличие роли жертвы в социальной роли лидера. Процедура и методы. Автором проведён анализ теоретических взглядов на структуру качеств лидера и эксперимент с 30 группами студентов различных специальностей, обучающихся по направлению педагогическое образование в МГОУ, по выявлению стереотипных представлений об идеальном лидере, а также анализ взглядов на формирование поведения жертвы, эксперимент был проведён в 2018–2019 и 2019–2020 учебных годах и содержал вопрос о представлении студентов о характеристиках идеального лидера. Результаты. Проведённый анализ показал, что представления о лидере являются кросс-культурным и кросс-временным явлением. Ситуация, в которой активизируется потребность в лидерстве, связана с кризисом в группе, являющимся необходимым условием для появления гонительских стереотипов, которые могут быть применены против лидера группы, виктимизируя его. Автором представлена трансформация лидерских черт под воздействием изменившихся обстоятельств в модель поведения жертвы. В результате исследования предложена модель формирования виктимного поведения у лидера и обоснована включённость компонента жертвы в социальную роль лидера. Теоретическая и практическая значимость. Обоснование лидера как динамической социальной роли, под воздействием негативных обстоятельств трансформирующаяся в модель поведения жертвы. Возможность использования полученных результатов в курсе «Методика преподавания лидерства».

Ключевые слова


лидер, лидерские качества, стереотипы гонений, жертва, модель поведения жертвы

Список цитируемой литературы


1. Авдеев П. С. Психология лидерства. От теории к практике. М.: Издательские решения, 2018. 408 с.
2. Бендас Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 450 с.
3. Ван Вюгт М., Ахуджа А. Избранные. Эволюционная психология лидерства / пер. с англ. Д. Стороженко. М.: Карьера Пресс, 2012. 304 с.
4. Жирар Р. Козел отпущения / перевод с французского: Г. М. Дашевский. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. СПб.: Питер, 2017. 832 с.
6. Савинова С. Ю., Васильева Е. Н. Лидерство в бизнесе : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 280 с. (Бакалавр. Академический курс).
7. Сосланд А. И. Харизматическая личность в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 1997. Т. 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/mpj/1997/n3/ (дата обращения: 02.04.2020).
8. Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти. Минск : Харвест, 2008. 656 с.
9. Kerr S., Jermier J. M. Substitute for leadership: their meaning and measurement // Organizational Behavior and Human Performance. 1978. № 23 (3). Р. 375–403.
10. Maccoby M. Narcissistic Leaders: The Incredible Pros, the Inevitable Cons [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2004/01/narcissistic-leaders-the-incredible-pros-the-inevitable-cons (дата обращения: 03.04.2020).
11. Stogdill R. M. Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of the Literature // Journal of Psychology. 1948. № 25. Р. 35–71.

Лицензия Creative Commons