Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2020 № 3.

 

Горькая Ж.В.

Цифровые технологии как фактор трансформации временных ориентаций школьников разного профиля обучения // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 3.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-3-1033


Индекс УДК: 159.9.072

Дата публикации: 30.09.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 77

Аннотация


Цель. Изучение влияния цифровых технологий на эффективность, удовлетворённость и особенности временных ориентаций школьников.
Процедура и методы. Анализируются психологические модели цифровой компетенции. Рассматривается применение инновационных методов при углублённом изучении предметов учебной программы старшей школы МОУ СОШ № 36 в 2018 г. Исследуется влияние цифровых технологий, применяемых при изучении предметов физико-математического, химико-биологического и гуманитарного профилей на развитие компетенций учащихся, особенностей мышления и временных ориентаций. Оценивается значимость различий данных, полученных с помощью методов: 16 PF Р. Кеттелла, опросника ZPTI, шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема.
Результаты. Анализ полученных данных доказывает, что использование цифровых технологий в старших классах повышает самоэффективность, оперативность мышления, активность, креативность, независимость суждений, предприимчивость, уверенность в себе, ориентацию на будущее. Организация обучения отражается в профиле временной перспективы: в низких значениях факторов «негативного прошлого» и «фаталистического настоящего», в высоких показателях факторов «будущего» и «позитивного прошлого».
Теоретическая значимость. Раскрыты психологическое содержание и структура цифровой компетенции школьников, показана её взаимосвязь с самоэффективностью и прошлым опытом учащихся.
Практическая значимость. Выявленная взаимосвязь цифровых технологий с уровнем компетенций и особенностями временной перспективы школьников позволяет повысить качество обучения и может быть использована при организации учебного процесса.

Ключевые слова


учебные компетенции, цифровые технологии, временная перспектива, временные ориентации, самоэффективность

Список цитируемой литературы


1. Бухаленкова Д. А. Представления современных подростков об успехе // Национальный психологический журнал. 2013. № 4 (12). С. 31–35.
2. Вартанова И. И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 127–133.
3. Погожина И. Н., Сергеева М. В., Егорова В. А. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 80–106.
4. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С 47–56.
5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 50–60.
6. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1. С. 3–14.
7. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 25–31.
8. Bandura A., Ramachaudran V. S. Self-efficacy // Encyclopedia of human behavior : in 4 vol. Vol. 4. San Diego: Academic Press, 1998. Р. 71–81.
9. Choi S. Y. A Study on the Digital Competency for the Fourth Industrial Revolution // The Journal of Korean Association of Computer Education. 2018. Vol. 21. № 5. P. 25–35.
10. Duncan-Howell J. Digital mismatch: Expectations and realities of digital competency amongst pre-service education students // Australasian Journal of Educational Technology. 2012. № 28 (5). Р. 827–840.
11. Ellis L. A. Approaches to teaching through digital reference // Reference Services Review. 2004. Vol. 32. № 2. Р. 103–119.
12. Elstad E., Christophersen K. A. Perceptions of Digital Competency among Student Teachers: Contributing to the Development of Student Teachers’ Instructional Self-Efficacy in Technology-Rich Classrooms [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2017. № 7 (1). URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/7/1/27 (дата обращения: 21.04.2020).
13. Nyikes Z. Contemporary digital competency review // Interdisciplinary Description of Complex Systems. 2018. № 16 (1). Р. 124–131.
14. Orphanos S., Orr M. T. Learning leadership matters: The influence of innovative school leadership preparation on teachers’ experiences and outcomes // Educational Management Administration & Leadership. 2014. Vol. 42 (5). P. 680–700.
15. Pinto M., Fernandez-Pascual R., Sales D. Communication of information in the digital age among social sciences students: Uncovering a synthetic indicator of performance // Aslib Journal of Information Management. 2018. Vol. 70. № 4. Р. 326–343.
16. Placing Motivation and Future Time Perspective Theory in a Temporal Perspective / J. Simons, M. Vansteenkiste, W. Lens, M. Lacante // Educational Psychology Review. 2004. № 16. Р. 121–139.
17. Pons P. J. de. Higher Education and the Knowledge Society. Information and Digital Competencies // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2010. Vol. 7. P. 6–15.
18. Preparing for life in a digital world: the IEA International Computer and Information Literacy Study 2018 International Report / J. Fraillon, J. Ainley, W. Schulz, T. Friedman, D. Duckworth. Amsterdam: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 2019. 321 р.
19. Rafi M., Jianming Z., Ahmad K. Technology integration for students’ information and digital literacy education in academic libraries // Information Discovery and Delivery. 2019. Vol. 47. № 4. Р. 2–16.
20. Romero М., Usart M. The Temporal Perspective in Higher Education Learners: Comparisons between Online and Onsite Learning // European Journal of Open, Distance and e-Learning, 2014, Vol. 17. № 1. P. 190–209. DOI: https://doi.org/10.2478/eurodl-2014-0013.
21. Salanova M., Peiró J. M., Schaufeli W. B. Self-efficacy specificity and burnout among information technology workers: An extension of the job demand-control model // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2002. Vol. 11(1). P. 1–25. DOI: 10.1080/13594320143000735.
22. Savolainen R. Network competence and information seeking on the Internet: From definitions towards a social cognitive model // Journal of Documentation. 2002. Vol. 58. № 2. P. 211–226.
23. Serdyukov P. Innovation in education: what works, what doesn’t, and what to do about it? // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2017. Vol. 10. № 1. P. 4–33.
24. Twenge J. M., Campbell W. K. Increases in Positive Self-Views Among High School Students: Birth-Cohort Changes in Anticipated Performance, Self-Satisfaction, Self-Liking, and Self-Competence // Psychological science. 2008. № 19 (11). P. 1082–1086.

Лицензия Creative Commons