Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЙ
ВЕСТНИК
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: evest_mgou@mail.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2012 № 1.

 

Пергаменщик Л.А.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ: ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 1. с. 36-42.


Индекс УДК: 159.95

Дата публикации: Страницы: 36 - 42

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 43

Аннотация


В статье анализируются последние публикации Л. С. Выготского, в которых он настаивал на введении категории "переживание" в психологическую науку. Признаки переживания: индивидуальность, ситуативность, интенциональность. Использование категории переживания позволяет рассматривать человека в единстве личностных и средовых моментов и свидетельствовать (судить) о характере отношения человека к фрагменту действительности. Обсуждаются причины неудачи проекта по обоснованию и использованию категории "переживание" (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк) и возможности его реализации в современной психологии. Акцент сделан на необходимости взять на вооружение методологию постмодернизма. Подчеркивается, что личность важно изучать в целостности; человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистическое обобщение; переживание человеком мира и себя в мире являются главной психологической индивидуальной реальностью.

Ключевые слова


Переживание, диалог, нарративная психология, ситуативность, интенциональность, сознание, индивидуальность.

Список цитируемой литературы


1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Брунер Джером. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология, 2005. № 1.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
5. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика: Сб. статей / пер. с англ. А. М. Корбут; под общ. ред. А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2003.
6. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
7. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2.
8. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) (1937) // Вопр. психол. 1998. № 1.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. псих. труды в 2 т. М., 1983.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
11. Леонтьев Д. А. Предисловие к русскому изданию // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009.
12. Марцинковская Т. Д. Творческое наследие Г. Г. Шпета. "Круглый стол" Вопр. психол. 1997. № 5.
13. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психол. науки и образование. М., 1998.
14. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. СПб., 1998.
15. Пергаменщик Л. А. Прозрения раннего Выготского: выразительное и говорящее бытие // Психология. 2007. № 2.
16. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. М., 2004. № 1.
17. Прихожан А. М. Изучение тревожности как переживания в контексте культурно-исторической концепции // Вестник РГГУ № 1/06. Серия "Психология", Москва. 2006.
18. Эльконин Д. Б. Послесловие / Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
19. Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры // Вопр. психол. 1997. № 4.

Лицензия Creative Commons