Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЙ
ВЕСТНИК
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: evest_mgou@mail.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Педагогика" / 2012 № 4.

 

Ошемкова С.А.

ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ У ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2012. № 4. с. 86-105.

Doi:10.18384/2224-0209-2012-4-237


Индекс УДК: 37.016:53

Дата публикации: Страницы: 86 - 105

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 42

Аннотация


Данная работа посвящена изучению особенностей когнитивного развития современных школьников и поиску способов эффективного развивающего обучения физике в средней школе. В эксперименте приняли участие 274 учащихся 5 - 10 классов. Результаты исследования показали, что значительная часть школьников имеет недостаточное развитие как пространственно-временных представлений, так и логических структур мышления и демонстрирует феномены Пиаже, характерные для дошкольников и младших школьников. В работе описаны педагогические приемы, которые ведут к развитию когнитивных способностей детей, создавая условия успешного перехода к формальному мышлению.

Ключевые слова


Развивающее обучение, понятийное мышление, феномены Пиаже

Список цитируемой литературы


1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969.
2. Венгер Л.А. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников // Диагностика умственного развития дошкольников; под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.
3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934.
5. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Послесловие к кн.: Флейвелл Д.X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967.
6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
7. Каплунович И.Я.. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. - № 1.
8. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
9. Ошемкова С.А. Генетический подход к обучению пропедевтическому интегрированному курсу "Математика и механика" // Проблемы контроля и оценки качества образования по физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2008.
10. Ошемкова С.А. Изучение логического мышления школьников 5-7 классов // Методы аналогии и моделирования курса физики. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2011.
11. Ошемкова С.А. Механическое движение. Учебное пособие для учащихся V-VI классов. - М.: МГОУ, 2011.
12. Ошемкова С.А. Представления о времени и пространстве и феномены Пиаже у школьников // Научные и методические проблемы точных и естественных наук: сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.
13. Пиаже Ж. (совместно с А. Шеминской). Генезис числа у ребенка // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.
14. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопр. психол. 1964. - № 6.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: "Просвещение", 1969.
16. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
17. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
18. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977.
19. Поддьяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников; под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
21. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Психология, 1930. - Т. III. - Вып. I.
22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007.
23. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
24. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.
25. Annett M. The classification of instances of four common class concepts by children and adults // Brit. J. Educ. Psychol., 1959. - V. 29.
26. Garner W.R. Selective attention to attributes and to stimuli // Journ. of Experim. Psychol.: General. 1978. - V. 107. - № 3.
27. Minsky M. The structure for knowledge representation // Winston P.H. (ed.) The psychology of computer vision. - N.Y., 1975.
28. Wasson P.C. Regression on reasoning? - Brit. J. Psych., 1969, - V. 60.

Лицензия Creative Commons