Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЙ
ВЕСТНИК
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: evest_mgou@mail.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2016 № 4.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ) / Вербицкий А.А., Сорокоумова Е.А., Утлик Э.П., Жмурин И.Е., Кишиков Р.В., Колесник Н.Т., Колпачников В.В., Кузовкин В.В., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2016. № 4.

Doi:10.18384/2224-0209-2016-4-786


Индекс УДК: 159.9:378.147

Дата публикации: 30.12.2016

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 124

Аннотация


В ходе межвузовского «круглого стола», организованного электронным научным журналом «Вестник Московского государственного областного университета», обсуждались сущность новой образовательной парадигмы; психологические особенности профессиональной подготовки студентов высшей школы. Особое внимание было уделено вопросам цифровой образовательной среды как условию повышения качества образования в вузе и психологическим проблемам обучения в цифровой образовательной среде. В ходе дискуссии были раскрыты особенности подготовки психологов-консультантов в государственном вузе; типичные трудности при овладении человекоцентрированным подходом. Рассмотрена подготовка психологов-консультантов в статусе магистра психологии в государственном вузе в контексте современного гуманитарного знания: концептуальная модель; самопознание в структуре профессиональной подготовки современного учителя и особенности предпочитаемых магистрами-психологами стилей обучения. Важное место заняло обсуждение использования социально-психологического тренинга как здоровьесберегающей образовательной технологии в работе со студентами вузов с ОВЗ в системе инклюзивного образования. В обсуждении приняли участие известные психологи и педагоги трёх вузов: Московский государственный областной университет: Э.П. Утлик, И.Е. Жмурин, Р.В. Кишиков, Н.Т. Колесник, В.В. Кузовкин; Московский педагогический государственный университет: А.А. Вербицкий, Е.А. Сорокоумова, Е.Б. Пучкова, Ю.В. Суховершина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: В.В. Колпачников.

Ключевые слова


здоровьесберегающая образовательная технология, профессиональная подготовка современного специалиста, современное гуманитарное знание, цифровая образовательная среда, человекоцентрированный подход

Список цитируемой литературы


1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М, 1998. 272 с.
2. Аоки М. Фирма в японской экономике. СПб., 1995. 431 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. 271 с.
4. Базарова Г.Т. Особенности обучения взрослых // Менеджер по персоналу. 2007. № 2. С. 42–48.
5. Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России // Российский психоаналитический вестник. 1992. № 2. С. 2–30.
6. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1976. 413 с.
7. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 304 с.
8. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МППГУ; Смысл, 2003. 240 c.
9. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: дисс. … д. психол. наук. М., 2007. 430 c.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. С. 19.
11. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2009. № 2. С. 12–18.
12. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.
13. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
14. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3–14.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
16. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2013. 196 с.
17. Гусакова М.П. Психологическое консультирование: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010. 288 с.
18. Днепров Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России: пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. 242 с.
19. Жмурин И.Е., Кузовкин В.В. Экспериментальные исследования и психодиагностика в психологическом консультировании и психотерапии: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 188 с.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
21. Зенкина С.В., Кузнецов А.А. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда // Основы общей теории и методики обучения информатике; под общей редакцией А.А. Кузнецова. М.: Бином, 2009. 154 с.
22. Карвасарский Б.Д., Ташлыков В.А. Развитие методов подготовки кадров и повышения квалификации в области психотерапии в СССР // Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина. 1990. С. 357–365.
23. Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 272 с.
24. Климонтова Т.А. Психологическое сопровождение при организации электронного обучения // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1. С. 31–32.
25. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.
26. Колпачников В.В. Овладение человеко-центрированными умениями и развитие личности человека // Перекрёсток культур: междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук. М.: Логос, 2004. 420 с.
27. Колпачников В.В. Психотехническая система клиентоцентрированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80–92.
28. Колпачников В.В. Психотехническая система обучения человекоцентрированному подходу // Культурно-историческая психология. 2014. № 3. C. 135–146.
29. Колпачников В.В. Состояние бессильной жертвы внешних обстоятельств или дееспособность ответственности за свое самочувствие? // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 197–206.
30. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход как культурное движение // Материалы международной конференции (г. Киев, 4–6 декабря 2012 г.). Киев, 2012. С. 18–21.
31. Колпачников В.В., Тишова А.Н. Человекоцентрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал? // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 3. С. 38–49.
32. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. 244 с.
33. Кузовкин В.В. Консультативная психология как научно практическая отрасль психологического знания // Психотерапия. 2014. № 10(142). С. 24–32.
34. Кузовкин В.В. Нужна ли нам клиентоцентрированная психотерапия? Если да, то какая? (критическое осмысление) // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2013. № 1. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/291 (дата обращения: 01.11.2016).
35. Кузовкин В.В. Психотехника личностного роста. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 264 с.
36. Кузовкин В.В. Структурирование в клиентоцентрированной психотерапии как психотехнический навык // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 71–79.
37. Кузовкин В.В., Жмурин И.Е. Проблема исследования процесса психологического консультирования посредством анализа единичного случая в рамках учебного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 80–88.
38. Кун Т.С. Структура научных революций. М.: Наука, 1977. 300 с.
39. Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М.: Медгиз, 1959. 352 с.
40. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Питер, 2003. 192 с.
41. Матюшкин А.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 170–186.
42. Махнач А.В. Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии «психотерапевт» // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 192–219.
43. Михайлова Е.Л. Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 77–81.
44. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002. 256 с.
45. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003. 204 с.
46. Практика обучения действием / под ред. М. Педлера. М., 2000. 336 с.
47. Пучкова Е.Б. Инновационные средства оценки компетенций студентов // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 5(74). С. 71–74.
48. Пучкова Е.Б. Подходы к измерению профессиональных компетенций менеджеров // Педагогические науки. 2014. № 4. С. 42–47.
49. Пучкова Е.Б. Сравнительный анализ сложности и целевой направленности заданий в электронных образовательных ресурсах по направлению подготовки «Менеджмент» // Виртуальная реальность современного образования: сборник научных статей / сост.: Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 92 с.
50. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению / Юсупова Н.И., Тарасова Т.Д., Суханова М.В., Швеппе Х. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, Kazan, Russia, 9–12 August 2002. С. 181–184.
51. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 470 с.
52. Роджерс К.Р. Брак и его альтернативы: позитивная психология семейных отношений. М.: Академический Проект, 2007. 224 с.
53. Роджерс К.Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
54. Сорокоумова Е.А. Самопознание студентов в процессе продуктивной творческой деятельности // Технология построения систем образования с заданными свойствами: материалы V Международной научно-практической конференции. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 141–146.
55. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: краткий курс. СПб.: Питер, 2009. 176 с.
56. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М.: МГОУ, 2010. 42 с.
57. Сорокоумова Е.А. Сотрудничество в личностно-ориентированном обучении // Педагогика и психология образования. 2007. № 4. С. 20–27.
58. Сорокоумова Е.А., Катанова В.Г. Исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1–:2. С. 399–406.
59. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Поколение Z в процессе самопознания // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: материалы Четвертой Международной научно-практической конференции (Москва, 22–23 октября 2015 г.). М., 2015. С. 196–202.
60. Сосланд А.И. Психотерапия в сети противоречий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 46–67.
61. Суховершина Ю.В. Обзор технологий, направленных на развитие личностного и профессионального потенциала персонала компании // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 5 (79). С. 82–85.
62. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М.: Изд-во УРАО, 2002. 496 с.
63. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. Минск: Харвест, 2000. 992 с.
64. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М.: Когнито-Центр, 2007. 430 с.
65. Хаттерер Р. Эклектизм: кризис идентичности человекоцентрированных психотерапевтов // Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. М.: Когито-Центр, 2005. 314 с.
66. Arnone M. Online education must capitalize on student’s unique approaches to learning, scholar says [Электронный ресурс]. URL: http://chronicle.com/free/2002/03/2002030401u.html (дата обращения: 30.11.2016)
67. Meadows E.E. Narcisstic Mistake // Bristrlecone. 2001. № 3. P. 11.
68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521000 «Психология»: Бакалавр психологии, Магистр психологии. Специальности: 020400 «Психология», 022700 «Клиническая психология». М.: Министерство образования Российской Федерации, отделение психологии УМО университетов РФ, 2000. 136 c.
69. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601 (дата обращения: 01.12.2016)
70. Манифест о цифровой образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: http:// http://manifesto.edutainme.ru/ (дата обращения 10.11.2016) (дата обращения: 29.11.2016)
71. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 02.12.2016)
72. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) (утвержден приказом Министра образования и науки РФ от 23 сентября 2015 г. № 1043) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71118996/ (дата обращения: 22.05.2016).
73. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «магистр») (утвержден приказом Министра образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 797) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).
74. Электронная образовательная среда. [Электронный ресурс]. URL: http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2015/12/04/otchet_elektronnaya_obrazovatelnaya_sreda_final_15.pdf (дата обращения: 12.11.2016)

Лицензия Creative Commons