Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Психология" / 2019 № 3.

 

Афиногенова В.А.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИЛЛОКУТИВНОГО ВЫНУЖДЕНИЯ В РЕЧЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОБЕСЕДНИКОВ // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2019. № 3. с. 107-118.

Doi:10.18384/2224-0209-2019-3-971


Индекс УДК: 159.9.075

Дата публикации: 24.09.2019 Страницы: 107 - 118

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 12

Аннотация


Исследование посвящено изучению механизма иллокутивного вынуждения, определяющего необходимость высказывания определённого типа в ответ на реплику собеседника. В нём приняли участие 15 детей 4–5 лет из одной группы детского сада. Было проанализировано 10 разговоров общим объёмом 591 реплика. Анализ показал, что в разговорах детей преобладают иллокутивно зависимые реплики. Нарушение механизма иллокутивного вынуждения сопряжено с появлением иллокутивно независимых реплик. В исследовании получены новые данные, характеризующие механизм иллокутивного вынуждения, а также описаны модели «вербально-невербального» взаимодействия.

Ключевые слова


речевое взаимодействие, детский дискурс, интент-анализ, механизм иллокутивного вынуждения, модели «вербально-невербального» взаимодействия, иллокутивно зависимые и независимые реплики

Список цитируемой литературы


1. Афиногенова В. А. Интенциональная организация речевого взаимодействия в неформальном повседневном дискурсе: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 234 с.
2. Афиногенова В. А. Речевое взаимодействие собеседников в диалоге // Психология когнитивных процессов: сборник статей / под ред. В. В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2018. С. 16–26.
3. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. М.: Языки славянских культур, 2014. 424 с.
4. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. 3-е изд. М.: Либроком, 2009. 320 с.
5. Гребенщикова Т. А., Зачесова И. А. Реализация отношений доминирования-подчинения между членами семьи в повседневном дискурсе // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 75–87.
6. Гребенщикова Т. А., Павлова Н. Д., Афиногенова В. А. Модификация интенционального пространства в постсобытийном интернет-дискурсе // Психология дискурса: проблемы детерминации, воздействия, безопасности / под ред. А. Л. Журавлева, Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 201–219.
7. Дискурс в современном мире. Психологические исследования / под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2011. 368 с.
8. Елисеева М. В. Становление индивидуальной языковой системы ребенка. М.: Языки славянских культур, 2015. 344 с.
9. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблема обучения. М.: Наука: Флинта, 2004. 240 с.
10. Кириллова Е. Ю. Интенциональная структура слова в психотерапевтической помощи другому // Мир психологии. 2014. № 2. С. 190–201.
11. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковое существование современного горожанина: на материале языка Москвы. М.: Языки славянских культур, 2010. 496 с.
12. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. М.: Научный мир, 2005. 493 с.
13. Кубрак Т. А. Интенция самопрезентации субъекта в различных видах дискурса // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 185–204.
14. Павлова Н. Д., Афиногенова В. А., Гребенщикова Т. А. Речевое взаимодействие в неформальном повседневном дискурсе: интенциональный аспект // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 41–54.
15. Павлова Н. Д., Гребенщикова Т. А. Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования. М.: Институт психологии РАН, 2017. 151 с.
16. Русская разговорная речь. Тексты / сост. Г. А. Баринова и др. М.: Наука, 1978. 307 с.
17. Ушакова Т. Н., Бартенева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3–5 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 56–64.
18. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 316 с.
19. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2017. 240 с.
20. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики: лексика, семантика, грамматика. М.: Институт языкознания РАН, 1999. 165 с.
21. Drew P., Heritage J. Talk at work. Cambridge: Cambridge university press, 1992. 520 p.
22. Heritage J. Conversation analysis: Practices and methods // Qualitative research: Theory, method and practice / ed. D. Silverman. 3rd ed. London: Sage Publication, 2011. P. 208–230.
23. Sacks H., Schegloff E. A., Jefferson G. A simplest systematics for the organization of turn-taking in conversation // Language. 1974. Vol. 50. № 4. Part 1. P. 696–735.
24. Schegloff E. A. Repair after next turn: The last structurally provided defense of intersubjectivity in conversation // American Journal of Sociology. 1992. Vol. 97. P. 1295–1345.
25. Structures of Social Action: Studies in Conversation analysis / ed. J. M. Atkinson, J. Heritage. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 464 p.

Лицензия Creative Commons