Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Политология" / 2020 № 1.

 

Дудин П.Н.

БУДДИЗМ ТХЕРАВАДЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 1.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-1-990


Индекс УДК: 94(5) 294.321

Дата публикации: 25.02.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 62

Аннотация


политического порядка и моделирование этого процесса в государствах течения Тхеравады Юго-Восточной Азии. Процедура и методы исследования. Автором с помощью системного метода, ивент-анализа и генеалогического метода в интерпретации М. Фуко исследован генезис и обобщён опыт становления института монархии в буддийских государствах, а также проанализированы формы взаимодействия главы государства с буддийской общиной (сангхой). В ходе исследования буддизм представлялся не столько как религиозная (сакральная), сколько как ценностно-философская категория, что позволило рассмотреть его в качестве идеологической основы изучаемых национальных государств. Это же, в свою очередь, подвигло нас соотнести декларируемые в буддизме постулаты с их практическим воплощением в государственном и национальном строительстве на примере Таиланда, Камбоджи, Мьянмы / Бирмы и Лаоса. Результаты исследования. Автором предложено обоснование устойчивости монархической государственности в ряде стран региона с опорой на буддизм и его ценности, что позволяет в целом вести речь о его эффективности в качестве идеологической установки. Предложен индикатор успешности буддийской государственности и его главы – благополучие сангхи, обусловленное экономическим потенциалом монастырей, что, в свою очередь, обеспечивало политическую стабильность. Теоретическая  значимость работы заключается в том, что впервые в отечественной науке категория регионального политического порядка рассмотрена сквозь призму буддизма, а сам буддизм рассматривается в качестве одного из комплексных и определяющих факторов становления государственности исследуемого региона. Практическая значимость выражается в потенциальной возможности внешнеполитического ведомства и других государственных и негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность в регионе корректировать свою политику с учетом выявленных закономерностей и представленных данных.

Ключевые слова


политический порядок, национальное государство, буддизм, идеология, монархия, Юго-Восточная Азия

Список цитируемой литературы


1. Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. № 3 (15). С. 12–16.
2. Бектимирова Н. Н. Религиозный фактор в политической жизни Камбоджи // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. № 16. С. 113–126.
3. Китинов Б. У., Цян Л. К вопросу о раннем взаимодействии маньчжурских правителей и тибетских лам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2018. Т. 10. № 1. С. 79–85.
4. Коммуникационные технологии противодействия политико-религиозному терроризму как этносоциальной девиации в современном информационно-электронном обществе / И. Мкртумова, А. Досанова, И. Карабулатова, В. Нифонтов // Центральная Азия и Кавказ. 2016. Т. 19. № 2. С. 63–71.
5. Кузьмин С. Л. Концепция великоханской власти и теократическая государственность Монголии в ХХ веке // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 136–148.
6. Курас Л. В. Внутренняя Монголия в составе Империи Цин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2016. Т. 15. С. 126–136.
7. Михалев А. В. Политическое присутствие – генеалогия концепта // Мировая политика. 2019. № 2. С. 33–42.
8. Нагуслаева Е. А. Буддизм в Китае в 50–70-е гг. ХХ в. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2016. № 3 (23). С. 144–150.
9. Симония А. А. Буддисты Мьянмы становятся влиятельной политической силой // Восточная аналитика. 2015. № 3. С. 41–53.
10. Цыренов Ч. Ц. Правящие кланы эпохи восточной Цзинь (317–420 гг. н. э.) и ранний китайский буддизм // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14. № 6. С. 150–155.
11. Buddhism in the Modern World / ed. D. L. McMahan. London, New York: Routledge, 2012. 352 p.
12. Day T. Fluid Iron: State Formation in Southeast Asia. Honolulu: University of Hawaii Press, 2002. 339 p.
13. Dong Zhao. Buddhism, Nationalism and War: A Comparative Evaluation of Chinese and Japanese Buddhists‘ Reactions to the Second Sino-Japanese War (1937–1945) // International Journal of Social Science and Humanity. 2014. Vol. 4. № 5. P. 372–377.
14. Gokhale B. G. Early Buddhism and the Urban Revolution // The Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1982. Vol. 5. № 2. P. 7–22.
15. Grabowsky V. Buddhism, power and political order in pre-twentieth Century Laos // Buddhism, power and political order / ed. I. Harris. London: Routledge, 2007. P. 121–142.
16. Gunawardana R. A. L. H. Robe and Plough: Monasticism and Economic Interest in Early Medieval Sri Lanka. Tucson: University of Arizona Press, 1979. 377 p. (Monographs of the Association for Asian Studies).
17. Gyallay-Pap P. Reconstructing the Cambodian Polity. Buddhism, kingship and the quest for legitimacy // Buddhism, power and political order / ed. I. Harris. London: Routledge, 2007. P. 71–103.
18. Harris I. Introduction – Buddhism, power and politics in Theravada Buddhist lands // In: Buddhism, power and political order / ed. I. Harris. London: Routledge, 2007. P. 1–9.
19. Keyes Ch. F. Buddhists Confront the State // Buddhism, modernity, and the state in Asia: forms of engagement / ed. J. Whalen-Bridge, P. Kitiarsa. New York: Palgrave Macmillan, 2013. P. 17–41.
20. Kourilsky G. The Institut Bouddhique in Laos: ambivalent dynamics of a colonial project // Theravada Buddhism in Colonial Contexts / ed. Thomas Borchert. London; New York: Routledge, 2018. 227 p.
21. Macdonald A. W. World Conqueror and World Renouncer, by S. J. Tambiah // The Journal of the international association of Buddhist studies. 1979. Vol. 2. № 1. P. 99–102.
22. Manandhar T. Digu pūjā: lineage god worship. A cultural study of the Kathmandu city: PhD thesis. Tribhuvan University, 2014. 238 p.
23. Mathou T. Bhutan: political reform in a Buddhist Monarchy // Journal of Bhutan Studies. 1999. № 1 (1). P. 114–145.
24. McCargo D. The Politics of Buddhism in Southeast Asia // Religion, Globalization and Political Culture in the Third World / ed. J. Haynes. London: Palgrave Macmillan, 1999. P. 213–239.
25. Muller J. Z. Us and Them: The Enduring Power of Ethnic Nationalism // Foreign Affairs. 2008. Vol. 87. № 2. P. 18–35.
26. Schonthal B. Formations of Buddhist constitutionalism in South and Southeast Asia // International Journal of Constitutional Law. 2017. Vol. 15. Iss. 3. P. 705–733.
27. Skilling P. King, Sangha and Brahmans: Ideology, ritual and power in pre-modern Siam // Buddhism, power and political order / ed. I. Harris. London: Routledge, 2007. P. 182–215.
28. Sompong Sucharitkul. Thai Law and Buddhist Law // The American Journal of Comparative Law. 1998. Vol. 46. Iss. 1. P. 69–86.
29. Spiro M. E. The Buddhist Conception of Kingship and Its Historical Manifestations: Reply to Professor Tambiah // The Journal of Asian Studies. 1978. Vol. 37. № 4. P. 809–812.
30. Tambiah S. J. The Buddhist Conception of Kingship and Its Historical Manifestations: A Reply to Spiro // The Journal of Asian Studies. 1978. Vol. 37. № 4. P. 801–809.
31. Tambiah S. J. World conqueror and world renouncer: a study of Buddhism and polity in Thailand against a historical background. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. 557 p.
32. Walton M. J. Buddhism, Politics and Political Thought in Myanmar. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 226 p.

Лицензия Creative Commons