Разделы журнала
Архив и статистика
Вход на сайт



или
Печатный вестник ПЕЧАТНЫЕ
ЖУРНАЛЫ
МГОУ
Издательство МГОУ Издательство
МГОУ
КОНТАКТЫ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а, комн.98.

Телефоны:
+7 (495) 780-09-42 доб. 1740,

E-mail: info@evestnik-mgou.ru,
e-mag@mgou.ru

График работы: с 10-00 до 17-00,

в пятницу - до 16-00,

перерыв с 13-00 до 14-00.

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

BK Facebook Telegram Twitter Instagram

Вестник МГОУ / Раздел "Политология" / 2020 № 2.

 

Казаков А.А.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ МАССМЕДИА // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2020. № 2.

Doi:10.18384/2224-0209-2020-2-999


Индекс УДК: 32.019.51

Дата публикации: 28.04.2020

Полный текст статьи

Кол-во скачиваний Кол-во скачиваний: 22

Аннотация


Целью данной работы являются анализ преобладающих в современной политической коммуникативистике теоретических подходов к оценке роли массмедиа, выявление среди них тех, что являются наиболее эффективными при исследовании возможностей СМИ влиять на массовое сознание и – что не менее важно – при определении способов противодействия медийным манипуляциям. Процедура и методы исследования. Методологическую основу исследования составили контент- и дискурс-анализ, позволившие выявить наиболее часто используемые учёными методы изучения политической функциональности СМИ. Результаты проведённого исследования. Сделан вывод, что, во-первых, многие применяемые отечественными авторами теоретико-методологические конструкции являются заимствованными с Запада и что, во-вторых, в российской политической коммуникативистике до сих пор не сложилось единое понимание как предметного поля, так и теоретико-методологических и понятийных его оснований. Теоретическая значимость работы заключается в анализе наиболее распространённых на сегодняшний день методологических подходов к исследованию политической функциональности массмедиа.

Ключевые слова


методология исследования, теория, политическая коммуникативистика, массмедиа, медийное воздействие

Список цитируемой литературы


1. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н. Коммуникационная структура украинских социально-медийных потоков о развитии Крыма в составе РФ: социально-медийная аналитика и дискурсивный анализ // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 10.12.2019).
2. Вартанова Е. Л. К вопросу о рамках теоретического анализа и национальных особенностях медиасистемы России // МедиаАльманах. 2019. № 2 (91). С. 8–18.
3. Вартанова Е. Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 5–26.
4. Вырковский А. В., Смирнов С. С. Отечественный научный медиадискурс: структура, особенности, ключевые концепты // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 5. С. 27–47.
5. Дзялошинский И. М., Шариков А. В. О современном состоянии и дальнейшем развитии сферы коммуникационных наук в России // Медиаскоп: [сайт]. 2017. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/2342 (дата обращения: 10.12.2019).
6. Дунас Д. В. К вопросу о классификации теорий СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 27–41.
7. Дунас Д. В. Парадигмальный подход к изучению СМИ: опыт зарубежных исследователей // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 3–16.
8. Ильин М. В. Слоеный пирог политики: порядки, режимы и практики // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 111–134.
9. Кучинов А. М. Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации // Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 80–96.
10. Макеенко М. И. Развитие теорий медиа в российских научных журналах в 2010-е гг.: результаты первого этапа исследований // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 6. С. 3–31.
11. Степанов Ю. С. Семиотика. М.: URSS, 2014. 167 с.
12. Таршис Е. Я. Контент-анализ: Принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования). М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 176 с.
13. Хроменков П. Н. Контент-анализ инаугурационных речей (на материале речей президентов США конца XVIII – начала XX вв.) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 10.12.2019).
14. Черных А. И. Мир современных медиа. М., 2007. 312 с.
15. Potter W. J., Cooper R., Dupagne M. The Three Paradigms of Mass Communication Research in Mainstream Communication Journals // Communication Theory. 1993. Vol. 3. Iss. 4. P. 317–335.

Лицензия Creative Commons